Особенности беседы с детьми о прочитанном произведении

 

                                                                                                    БЕСЕДА О ПРОЧИТАННОМ 

 

            Перед педагогом стоит сложная, но выполнимая задача: сохраняя у детей свежесть первых впечатлений от прослушанного, вести их к более глубокому пониманию содержания произведения в пределах доступных дошкольному возрасту.

   Различается следующая категория вопросов, задаваемая после чтения.

 1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям, изображённым в литературном произведении. (Что больше всего понравилось в произведении?» Кто больше всех понравился? Нравиться или не нравиться тот или иной герой? И т.д.). Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют первые, непосредственные впечатления, возникающие у детей при слушании произведения.

 2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько глубоко понятно детьми содержание произведения. Постановка проблемного вопроса сложна. Она требует о воспитателя умения найти в произведении узловые моменты и сформулировать вопрос так, чтобы возникло обсуждение, появились различные мнения.

 3. Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например, почему Маша не разрешала медведю отдыхать, говорила: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»? (русская народная сказка «Маша и медведь»); почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (рассказ Л.Н. Толстого «Косточка») и т.п. Вопросы подобного характера заставляют ребёнка размышлять о поступках героев, причинах и следствиях этих поступков.

 4 .Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности (старшие группы).

 5. Вопросы, направленные на восприятие содержания. Отвечая на эти вопросы, ребёнок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их.

Для младших дошкольников вопросы по содержанию прочитанного имеют основное значение, так как помогают малышам устанавливать последовательную связь событий, выделяя главные для понимания смысла эпизоды, напоминают о поступках героев.

 6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение – вызвать у ребёнка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. (Почему писатель так назвал произведение? Зачем писатель рассказал нам эту историю?

Комментарии