Ознакомление с художественной литературой на разных возрастных этапах
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КНИГОЙ
НА
РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

§ Начиная со второй младшей группы детей подводят к различению жанров (умения воспринимать произведения художественной литературы, фольклора различных жанров и тематик: сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора). Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». У детей развивают умения: слушать литературные (фольклорные) произведения вместе с группой сверстников; практические художественно-речевые действия: повторять ритмически организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения, передавать словами, действиями, жестами содержание литературного (фольклорного) произведения; рассказывать знакомые произведения; отвечать на вопросы по содержанию литературных и фольклорных произведений. Формируют умения: в пересказывании несложных сказок, рассказов, повторении за взрослым отдельных фраз из литературных произведений; обучают эмоционально и выразительно исполнять небольшие по объему стихотворения, потешки. Педагог содействует совместному обыгрыванию стихотворений, сказок, разыгрыванию несложных сценок. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь. Воспитывают бережное отношение к книге.
§
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей
способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально
откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к
содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме
произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения,
эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной
речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения.
Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о
прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о
чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается.
Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам,
правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает
возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям,
грамматическим конструкциям. Формируют умение отгадывать
загадки, построенные на описании и сравнении, последовательно пересказывать
сюжет знакомых сказок; запоминать небольшие считалки, короткие стихотворения,
пересказывать совместно со взрослым небольшие сказки, рассказы; использовать разнообразные
интонации, паузы. Воспитывать: потребность слушать литературные и фольклорные
произведения; интерес к книге, художественному слову; чувство сопереживания
героям литературных произведений.
§ В старшем дошкольном
возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение.
Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать
идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Формируют
и расширяют представления: о фольклорных и литературных произведениях разных жанров
(жанры фольклора: загадка, небылица, закличка, считалка, дразнилка, сказка и
др.; жанры прозы: рассказ, авторская сказка, басня; жанры поэзии:
стихотворение, авторская сказка, басня и др.), их тематическом разнообразии;
жанровых особенностях литературных произведений; об особенностях стихотворной и
прозаической речи; способах создания (сочинения) сказок, рассказов, стихов; о
книге как произведении эстетической культуры. Формируют умения: соблюдая последовательность
событий, пересказывать прозаические литературные произведения; выразительно
исполнять поэтические произведения, передавать свое отношение к их содержанию;
придумывать свое начало (окончание) литературного произведения; совместно со
взрослым придумывать сказку, рассказ, стихотворение, загадку; передавать в роли
настроение, характер персонажа, выразительность образа (движения, интонация,
мимика); самостоятельно и выразительно вести свою роль в спектакле. Организуют просмотр мультфильмов,
кинофильмов, слайдов по литературным произведениям (возможен только после
знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных
произведений мастерами художественного слова.
Свое отношение к сказкам, рассказам,
басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных
произведений можно предлагать как темы для рисования.
Комментарии
Отправить комментарий