Ознакомление с художественной литературой на разных возрастных этапах

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КНИГОЙ 
НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

 

§  У детей первой младшей группы развивают интерес к содержанию литературных (фольклорных) произведений; эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним; умение слушать внимательно небольшие по объему стихотворение, сказку, рассказ; отвечать на вопросы по их содержанию. Формируют умения повторять отдельные слова и выражения из стихов, сказок; следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия); активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций; самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций; воспитывать отзывчивость на произведения литературы и фольклора.   Выполнять игровые действия в соответствии с содержанием знакомых произведений; участвовать в играх-драматизациях, инсценировании, проговаривании слов в сказке.

§  Начиная со второй младшей группы детей подводят к различению жанров (умения воспринимать произведения художественной литературы, фольклора различных жанров и тематик: сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора). Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». У детей развивают умения: слушать литературные (фольклорные) произведения вместе с группой сверстников; практические художественно-речевые действия: повторять ритмически организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения, передавать словами, действиями, жестами содержание литературного (фольклорного) произведения; рассказывать знакомые произведения; отвечать на вопросы по содержанию литературных и фольклорных произведений.  Формируют умения: в пересказывании несложных сказок, рассказов, повторении за взрослым отдельных фраз из литературных произведений; обучают эмоционально и выразительно исполнять небольшие по объему стихотворения, потешки.  Педагог содействует совместному обыгрыванию стихотворений, сказок, разыгрыванию несложных сценок. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь. Воспитывают бережное отношение к книге.


§  В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям. Формируют умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, последовательно пересказывать сюжет знакомых сказок; запоминать небольшие считалки, короткие стихотворения, пересказывать совместно со взрослым небольшие сказки, рассказы; использовать разнообразные интонации, паузы. Воспитывать: потребность слушать литературные и фольклорные произведения; интерес к книге, художественному слову; чувство сопереживания героям литературных произведений.


§  В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Формируют и расширяют представления: о фольклорных и литературных произведениях разных жанров (жанры фольклора: загадка, небылица, закличка, считалка, дразнилка, сказка и др.; жанры прозы: рассказ, авторская сказка, басня; жанры поэзии: стихотворение, авторская сказка, басня и др.), их тематическом разнообразии; жанровых особенностях литературных произведений; об особенностях стихотворной и прозаической речи; способах создания (сочинения) сказок, рассказов, стихов; о книге как произведении эстетической культуры. Формируют умения: соблюдая последовательность событий, пересказывать прозаические литературные произведения; выразительно исполнять поэтические произведения, передавать свое отношение к их содержанию; придумывать свое начало (окончание) литературного произведения; совместно со взрослым придумывать сказку, рассказ, стихотворение, загадку; передавать в роли настроение, характер персонажа, выразительность образа (движения, интонация, мимика); самостоятельно и выразительно вести свою роль в спектакле. Организуют просмотр мультфильмов, кинофильмов, слайдов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

 

Комментарии