РАССКАЗЫВАНИЕ
И ЧТЕНИЕ
ДЕТЯМ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ
ГРУППЫ
СКАЗКИ. Маленькому ребёнку
легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей
группе предпочтительнее. Оно требует от воспитателя тщательной подготовки.
Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют третий раз. Это
не надоедает детям, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время
слушания: предлагает выполнить имитационные движения (малыши показывают, какая
большая-пребольшая была репка; как ее тянут-потянут и т.п.), использует
разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра сменяется
показом картинок на фланелеграфе и пр.), побуждает инсценировать или
драматизировать отрывок из сказки.
Действовать с фигурками настольного театра
наиболее удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности
изложения. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание
детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию
ребенком текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми
фигурками.
Рассказывание без наглядного сопровождения
целесообразно для занятий, посвященных повторению знакомых малышам сказок. В
этом случае после первого рассказывания текста педагог помогает детям
припомнить содержание сказки путем заданий, которые одновременно помогают
малышам сменить позу, подвигаться (показать, как тянули репку; попрыгать, как
лягушки, и т.п.). Здесь же припоминаются (воспроизводятся) отрывки, наиболее
интересные в плане обогащения речи («мышка бежала, хвостиком задела»; «затрещал
теремок, упал на бок и весь развалился»; «козлятушки-дитятушки, отомкнитеся,
отворитеся!»). Можно предложить малышам задание, требующее от них и более
сложных умственных операций. Например, попросить рассказать о том, кто тянул
репку (перед детьми находятся фигурки всех персонажей сказки), но не в
традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за... кошку, кошка за...
Жучку ... и т. п.
Необходимо также предусмотреть задания на
формирование интонационной выразительности речи.
Восприятие некоторых сказок, например, русской народной сказки
«Колобок», идет успешнее, если проводится предварительная подготовка. За 1—2
дня до занятия с детьми рассматривают иллюстрации к сказке, читают им песню
колобка. Или перед тем, как рассказать сказку «Козлятки и волк», воспитатель
показывает иллюстрации и характеризует персонажей: «Козлятки маленькие, волк
большой, очень страшный». Дети узнают и запоминают, что коза уходила «есть
травку шелковую, пить воду студеную». А
уже затем педагог предлагает послушать сказку «про козу, умных и послушных
маленьких козлят и страшного, большого, злого волка».
Заканчивать занятие целесообразно
самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, а также
рассматриванием иллюстраций. Малыши вспоминают слова, которые произносит в
сказке тот или иной персонаж; воспитатель поощряет попытки драматизации,
инсценирования.
Одно из занятий можно посвятить повторению
сказки, недавно рассказанной детям, и сказки, с которой малышей знакомили
месяц-полтора назад (например, «Репка» и «Курочка ряба»).
Повторяя с детьми сказку, не всегда
обязательно рассказывать ее целиком. В ряде случаев достаточно вспомнить
отдельные отрывки, в частности те, которые легче забываются или наиболее
интересны в плане обогащения речи. Воспитатель начинает рассказывать отрывок
один, а продолжает совместно с детьми. Здесь обязательны задания по воспитанию
интонационной выразительности речи. Приведем пример: «Вот уже бабка и дед тянут
репку. Кого же позовут они на помощь?» — размышляет педагог. «Внучку позовут»,
— подсказывают дети. «Что- то нет внучки. Наверное, далеко убежала. Давайте
поможем деду и бабке позвать ее», — говорит воспитатель. «Внучка, иди репку
тянуть!» — зовут дети (хоровое и индивидуальные высказывания). Или, утешая деда
и бабку, лишившихся золотого яичка, дети упражняются в восклицательной
интонации («Не плачь, дед!»).
При повторении сказок желательно вводить
элементы драматизации. Это доставляет малышам много радости. И хотя зачастую,
охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок забывает её, не всегда согласует
свои действия с действиями партнера, воспитателя не должны смущать эти
трудности. Педагог должен помнить, что такие упражнения требуют от него
большого такта, терпения и более частого одобрения действий малышей, оценки их
речи (как содержательной стороны, так и эмоциональной).

ПОТЕШКИ. В первой младшей
группе очень серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками.
Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с
удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный
ритм, богатство оттенков слов: травка-муравка,
травушка-муравушка, птичка-синичка и
т.п. Уже само чтение создает благоприятные условия для эмоционального контакта
с детьми.
Некоторая предварительная подготовка необходима и непосредственно на занятии. Она может осуществляться в разных формах. Приведем несколько примеров.
1. Детям показывают иллюстрацию (предмет, игрушку), например, кота. Онирассматривают игрушку (предмет), высказывают свои впечатления (отмечают, какие у котика усы, глаза, зубки и т.д.). Затем педагог читает потешку «Как у нашего кота...».2. Воспитатель, используя фланелеграф, демонстрирует картинки (предметные, сюжетные). Например, к потешке «Вот и люди спят...» — изображения спящих детей и зверей («лисы спят на горочках, зайки спят на травушке, утки на муравушке, детки все по люлечкам...»). По просьбе педагога малыши показывают на картинках лисков, деточек. Запоминают, кто где спит, после чего с удовольствием слушают
потешку.
3. Перед
чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с нею по содержанию.
Например, прежде чем познакомить малышей с потешкой «Травка-муравка со сна
поднялась...», воспитатель организует игру «Кто что ест?». Малыши рассматривают
зерно, капустку, корочку хлеба и определяют, кому они приготовлены — синичке,
зайчику, мышке (игрушки, картинки).
В ряде случаев воспитатель сопровождает чтение
показом действий, описанных в потешке («Водичка, водичка...»; «Ладушки...»;
«Заинька, походи...»; «Чики-чики-чикалочки...»).
Как правило, после первого чтения педагог
повторяет потешку еще 3—4 раза. При этом возможны следующие варианты:
а) воспитатель
использует, те же приемы и тот же наглядный материал, что и при первом чтении;
б) педагог
читает потешку, не прибегая к наглядности;
в) воспитатель
использует новый наглядный материал или несколько видоизменяет прежний,
варьирует игровые ситуации, например, к детям «приходит» еще один игрушечный
кот с просьбой и про него прочесть потешку «Как у нашего кота...». Или же
потешку «Заинька, походи...» воспитатель в первый раз читает, манипулируя
зайцем-игрушкой. А затем дети водят хоровод. В центре хоровода — ребенок в
шапочке зайчика. Воспитатель читает потешку, а заинька «ходит», «топает ножкой»
и пр.;
г) по
предложению педагога дети показывают то, о чем говорится в тексте (как бабка
пекла оладушки и поливала их маслом — «Ладушки...»; как вперевалочку ходят
уточки, как вытягивают шеи гуси — «Наши уточки с утра...» и пр.). Этот прием
способствует развитию у детей фантазии, творческого начала;
На занятии, посвященном знакомству детей с
новой потешкой, педагог поощряет попытки детей договаривать отдельные слова и
фразы, интонационно указывая малышам, где именно требуется их помощь.
На занятиях, отведенных повторению знакомой
детям потешки (потешек), прием договаривания стихотворных слов и фраз занимает
ведущее место. Дети старше двух с половиной лет могут читать некоторые потешки
самостоятельно (при активной помощи педагога).
ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ
СТИХОТВОРЕНИЙ.
Для детей данного возраста учебная программа рекомендует стихи А. Барто из
цикла «Игрушки». |Как показала практика, почти каждый двухлетний ребенок их
хорошо знает: он слышал эти стихи дома, в предыдущей возрастной группе.
Малыши
охотно рассматривают иллюстрации к «Игрушкам», читают стихи наизусть или
пересказывают их содержание. Поэтому на занятиях, опираясь на знания самих
детей, можно знакомить их сразу с двумя, тремя стихотворениями цикла.
Детей знакомят с произведениями, посвященным праздникам («Свети,
свети, солнышко...» Е. Благининой), рассказывающими малышам о жизни их
сверстников («Утром», «Вкусная каша» 3. Александровой). Тексты стихотворений несложны. Ребенок легко
запоминает их. Особенно в тех случаях, когда воспитатель в заключение
предлагает малышам спеть песенку, близкую стихотворению по тематике
(разучивалась на музыкальном занятии), походить с высоко поднятыми флажками под
музыку или бубен, организует игру-инсценировку (например, ребенок, выйдя к
фланелеграфу, вместе с педагогом читает стихотворение «Вкусная каша» и «кормит»
животных и птиц, как кормила их маленькая Оленька). Эти приемы дают возможность
практически всем детям принять участие в игре, в повторении стихов.
Комментарии
Отправить комментарий