Заучивание с детьми поэтического произведения

 

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ


    Структура занятий по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст.


*Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Можно показать предмет, игрушку, картину, близкие к теме стихотворения.

*    Затем педагог выразительно читает стихотворение.

* Проводит небольшую разъяснительную беседу с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы, помогающие понять поэтическую форму и средства выражения).

* За беседой вновь следует повторное чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Перед повторным чтением детей предупреждают о том, сто стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания)

* Затем стихотворение читают дети. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором (так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума).

     В начале занятия обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места.

   Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет).

     Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребёнка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение и т. д.

 Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

  

Комментарии