Развитие навыков пересказа литературного произведения
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА
Обучение пересказу на материале каждого
произведения осуществляется на одном-двух занятиях (в зависимости от объема
текста и речевых возможностей детей).
1. Организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений;
Целью подготовительных упражнений является организация внимания детей,
подготовка их к восприятию текста (например, отгадывание загадок о персонажах
будущего рассказа; активизация лексического материала по теме произведения -
уточнение значения отдельных слов и словосочетаний и др.).
2.Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы
обеспечить свободное художественное восприятие.
Эти два этапа опускаются, если
произведение уже хорошо знакомо детям.
3.Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4.Разбор текста произведения;
Разбор содержания текста
целесообразно проводить в вопросно-ответной форме, причем вопросы составить
так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их
последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали
повествования.
Кроме того, из текста выделяются и
воспроизводятся детьми слова - определения, сравнительные конструкции, служащие
для характеристики предметов и героев. Воспроизведение детьми слов и
словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее
составление пересказа.
5.Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Ингода перед ним
уместна установка: «Вслушайтесь, как
я читаю».
6.Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько
секунд).
7.Пересказ (3-6 человек). Активное руководство воспитателя. В конце
вызвать ребёнка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приёмы: пересказ
по ролям, инсценировка.
-анализ детских рассказов.
§ Вопросы к детям.
§ Объяснения, указания.
§ Упражнения. Индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.
§ Показ наглядного материала
§ Совместный пересказ педагога и ребёнка (договаривание ребёнком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений)
После чтения и разбора текста дети сами выбирают нужные силуэтные изображения и размещают их в блоках-квадратах. По составляемой схеме дети пересказывают текст по частям или полностью.
§ Анализ и обсуждение детских пересказов. В ходе коллективного обсуждения пересказа дети (по указаниям педагога) вносят дополнения, уточнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Прием использования детского рисунка считается весьма эффективным. После пересказа, на отдельном занятии, детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Затем дети самостоятельно составляют фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок, что способствует лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания. Опора на рисунок делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными и информативными. Это очень продуктивный прием, сочетающий в себе развитие воображения, изобразительную деятельность и художественную литературу. Ребенок как бы записывает художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка.
§ Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:
б) восстановление нужной последовательности
предложений.
§ Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.
§ Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу).

Комментарии
Отправить комментарий