Развитие навыков пересказа литературного произведения

 

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА

       В процессе работы большое значение придается выбору произведений для пересказа. Подбор произведений осуществляется из различных источников: хрестоматий, методической литературы, авторских разработок. Предпочтение отдается текстам с однотипными эпизодами, повторяющимися сюжетными моментами, ясной логической последовательностью событий. При подборе текста важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности детей. Тексты должны быть просты и доступны по содержанию, построению, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы.

       Обучение пересказу на материале каждого произведения осуществляется на одном-двух занятиях (в зависимости от объема текста и речевых возможностей детей).

        Структура занятия:

1. Организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений;

   Целью подготовительных упражнений является организация внимания детей, подготовка их к восприятию текста (например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа; активизация лексического материала по теме произведения - уточнение значения отдельных слов и словосочетаний и др.).

2.Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3.Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4.Разбор текста произведения;

Разбор содержания текста целесообразно проводить в вопросно-ответной форме, причем вопросы составить так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования.

 Кроме того, из текста выделяются и воспроизводятся детьми слова - определения, сравнительные конструкции, служащие для характеристики предметов и героев. Воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее составление пересказа.

5.Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Ингода перед ним уместна установка: «Вслушайтесь, как я читаю».

6.Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7.Пересказ (3-6 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребёнка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приёмы: пересказ по ролям, инсценировка.

  -анализ детских рассказов.

     Методические приемы, используемые на занятиях по обучению детей пересказу

 §  Образец чтения произведения. Сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

§  Вопросы к детям.

§  Объяснения, указания.

§  Упражнения. Индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.

§  Показ наглядного материала

§  Совместный пересказ педагога и ребёнка (договаривание ребёнком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений)

 §  Отражённый пересказ (повторение ребёнком сказанного педагогом, особенно начальных фраз)

 §  Прием «мыслительного вхождения в описанную ситуацию», когда ребенок представляет себя на месте какого-нибудь из героев рассказа, причем не только живых объектов, но и неживых предметов. Пересказывая рассказ от лица любого персонажа, ребенок становится реальным участником описываемых событий, переносит на себя переживания героев рассказа, учится сопереживать им и находить выход из проблемной ситуации. Метод эмпатии активизирует воображение детей. Вместе с героем они наблюдают, размышляют, удивляются, радуются.

 §  Использование методики моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее выполнения целесообразно разместить на штативе блоки-квадраты, изображающие отдельные фрагменты рассказа. При моделировании сюжетного содержания блоки последовательно заполняются условными силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому фрагменту эпизода. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания.

После чтения и разбора текста дети сами выбирают нужные силуэтные изображения и размещают их в блоках-квадратах. По составляемой схеме дети пересказывают текст по частям или полностью. 

§  Анализ и обсуждение детских пересказов. В ходе коллективного обсуждения пересказа дети (по указаниям педагога) вносят дополнения, уточнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.

 §    Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

 §  Рисование на сюжет пересказываемого произведения.

 Прием использования детского рисунка считается весьма эффективным. После пересказа, на отдельном занятии, детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Затем дети самостоятельно составляют фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок, что способствует лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания. Опора на рисунок делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными и информативными. Это очень продуктивный прием, сочетающий в себе развитие воображения, изобразительную деятельность и художественную литературу. Ребенок как бы записывает художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка.

§  Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:

  а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);

 б) восстановление нужной последовательности предложений.

§  Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.  

§  Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу).

 

 

 

Комментарии